Инфекция и желудочно-кишечный тракт: поговорим о фактах.
Вирусная инфекция COVID-19 бурно ворвалась в нашу повседневную жизнь, не только разрушив наши многочисленные планы, но и значительно изменив наш образ жизни. Тема стала настолько актуальной, что практически каждый день на нас обрушивается лавина информации, и только незначительная ее часть несет правдивый и проверенный характер. В этих условиях существует единственный правильный подход: обрабатывать и подавать информацию должны только профессионалы на основе проверенных результатов. Возможно, она будет не настолько «захватывающей», но зато реально поможет в нашей жизни и принесет определенный покой.
Итак, что может сказать врач-гастроэнтеролог о «гастроэнтерологических масках» инфекции COVID-19?
На данный момент общеизвестно, что входными воротами для вируса являются рецепторы ACE2. Вне дыхательных путей эти рецепторы обнаружен на эпителии слизистой оболочки пищевода и кишечника. Это означает, что вирус может попадать через грязные руки и зараженную пищу в желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) и вызывать сопутствующее поражение органов пищеварения.
Уникально ли это явление? Нет. Всем известные «кишечные» варианты острых респираторно-вирусных заболеваний.
Как этого избежать? Соблюдая элементарные санитарно-гигиенические нормы: мытье рук перед едой (это всегда полезно), качественная термическая обработка пищи, обязательное мытье свежих фруктов и овощей.
Почему при заражении COVID-19 у пациентов с заболеваниями ЖКТ клинический исход хуже, а риск смертности выше? Ответ закономерен: поражая и дыхательную систему, и ЖКТ инфекция заставляет организм «сражаться на 2 фронта». Значительно увеличивается кишечная проницаемость, из кишечника в кровь поступает огромное количество токсинов, которые ослабляют организм. Не лишним будет напомнить, что 85-90% иммунных клеток, которые проходят свою дифференцировку (обучение) сосредоточены в кишечнике.
Почему? Здесь клетки иммунной системы постоянно контактируют с вредными бактериями и проходят обучение (в пище всегда содержится небольшое количество патогенов, которое мы с помощью кипячения, консервации и т.д. пытаемся уменьшить). Таким образом, вирус дополнительно повреждает иммунную систему (впрочем, как и любой другой, который вызывает повреждение органов ЖКТ).
Значит все люди, имеющие заболевания ЖКТ, находятся в группе риска?
Давайте не поддаваться панике, а проанализируем факты. Я бы хотел сослаться на публикацию «Factors associated with hospitalization and critical illness among 4,103 patients with Covid-19 disease in New York City», в которой проанализированы клинические исходы 4103 пациентов и определены факторы риска (обращаю внимание на количество пациентов, поскольку постоянно встречаю «достоверные» факты на группах 12 пациентов, 6 пациентов, и даже 37 пациентов, которые ничего не значат).
К факторам негативного течения заболевания COVID 19 относится возраст, ожирение, наличие тяжелой и декомпенсированной сопутствующей патологии (сердечно-сосудистой, дыхательной системы). Возраст и сопутствующая патология – это понятно. Причем тут ожирение?
Можно привести только один убедительный пример. 29-летний Брэйр Ривер (Blair River) (он являлся лицом ресторана «Инфаркт Гриль» (Heart Attack Grill)в Лас-Вегасе), ростом в два метра и весивший 260 килограммов умер в 2011 году от пневмонии (без COVID-19 инфекции!), и его смерть была связана с развитием вторичного иммунодефицита на фоне ожирения. Жировая ткань – это гормонально активный орган, который способствует воспалительной реакции.
Значит все, имеющие заболевания ЖКТ, могут «свободно выдохнуть»?
Не надо торопиться с выводами. Почему вирусы проникают в организм через слизистые оболочки (дыхательных путей или ЖКТ)? Поскольку через них легче проникнуть, чем через кожу. У них есть своя защитная система, которая состоит из защитного слоя слизи, в которой живут сапрофитные (хорошие) бактерии, препятствующие проникновению бактерий и вирусов в организм. Также сапрофитные бактерии помогают нашей иммунной системе, вырабатывают необходимые нашему организму витамины и полезные вещества. Значит все, что нарушает нормальный состав кишечной микробиоты,будет способствовать проникновению вируса через слизистые.
Что же негативно влияет на состав микробиоты?
Список довольно большой. Прежде всего питание, и оно действует каждый день. Дефицит пищевых волокон, избыток углеводов и жиров (опять возвращаемся к ожирению – у людей с избыточной массой тела практически 100% диагностируется дисбиоз).
Не менее значимым является бесконтрольный прием антибиотиков, перенесенные кишечные инфекции, стресс (воздействие стресса на кишечную проницаемость сопоставима с воздействие нестероидных противовоспалительных препаратов). Также отдельные заболевания ЖКТ, к которым можно отнести воспалительные заболевания кишечника, НПВП-индуцированные гастропатии и энтеропатии (здесь актуально вспомнить прием кардио-аспирина пациентами с сердечно-сосудистой патологией), заболевания гепатобилиарной системы будут способствовать развитию дисбиоза кишечника и повышению кишечной проницаемости, и, следовательно, облегчать проникновение вируса в организм.
Как можно минимизировать эти негативные изменения?
Прежде всего, при наличии хронических заболеваний ЖКТ, необходимо их системное лечение или противорецидивная терапия, назначенная врачом. Правильное питание: включаем больше клетчатки, нерафинированные масла, меньше животного жира и углеводов. Регулярная физическая активность – это крайне необходимая составляющая лечебного процесса. В настоящее время в лечении практически всех заболеваний ЖКТ и сердечно-сосудистой системы пересмотрен подход к двигательной активности: направление на максимальное ее расширение на наиболее ранних этапах.
Было установлено, что скелетная мускулатура обладает гормональным потенциалом, который оказывает благоприятное воздействие на иммунную системы и метаболизм. Это обеспечивает нормальное питание (трофику) слизистым оболочкам в нашем организме, а, соответственно, и дополнительную защиту. И несмотря не ограниченные условия для двигательной активности в настоящие дни мы должны находить для этого возможности, подчеркну - должны.
Положительно будет сказываться прием пребиотиков - веществ, которые стимулируют рост нашей сапрофитной флоры (инулин, олигосахариды, водорастворимые пищевые волокна). При наличии заболеваний ЖКТ потребуются дополнительно вещества, восстанавливающие кишечную проницаемость и питание кишечного эпителия (ребагит). Все эти мероприятия будут способствовать также восстановлению иммунитета и более благоприятному прогнозу в случае инфицирования.
Можно возразить, что следовать рекомендациям по правильному питанию, физической нагрузке или приему полезных препаратов в условиях “карантина” очень непросто. Это действительно так. Но если задуматься, то всегда есть возможность что-то улучшить в каждой из перечисленных сфер.
И однозначным результатом приложенных усилий будет общее повышение иммунитета и, значит, лучшая сопротивляемость вирусу.
Сас Евгений Иванович – гастроэнтеролог, гепатолог, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Comments